В течение длительного времени в школе преобладала направленность воспитательной работы на формирование и развитие коллектива класса. Индивидуальное воспитание личности либо отсутствовало, либо осуществлялось в явно недостаточном объеме. Основу воспитательной 1 работы в классе и в школе составляли коллективные воспитательные мероприятия и занятия, индивидуальная воспитательная работа с детьми ограничивалась отдельными беседами и оказанием необходимой помощи для предупреждения неуспеваемости учащихся. Мы воспитывали коллек¬тивистов, наивно полагая, что воспитываем гармоничную личность. Это заблуждение постоянно подкреплялось методическими рекомендациями со ссылками на работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, из которых авторы рекомендаций произвольно выдергивали только те цитаты, которые относились к коллективному воспитанию. Идеи Макаренко и Сухомлинского об индивидуальном воспитании учащихся игнорировались.
   С началом реформы школы, когда стало ясно, что воспитание личности в наших школах не носит системного характера, виноваты¬ми оказались Макаренко и Сухомлинский. Наши теоретики начали искать «новые пути» воспитательной работы в исследованиях западноевропейских и американских педагогов и совершили «удивительное открытие» - обнаружили педагогику свободного воспитания, в основе которой лежит воспитание индивидуалиста вне коллектива. Эта система активно пропагандируется в настоящее время; результат - кризис воспитательной работы в школах.
   "Мы полагаем, что нет необходимости бросаться из одной крайности в другую; следует сохранить и развивать то лучшее, что создано в теории и практике воспитательной работы - воспитание детского коллектива класса, и разработать методику индивидуального воспитания учащихся. Решение этой проблемы требует внесения серьезных изменений в содержание и методику работы учителей-предметников и классных воспитателей.

Воспитательная работа
Hosted by uCoz